Поиск по творчеству и критике
Cлово "1936"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Указатель личных имен
Входимость: 5. Размер: 25кб.
2. Фигурнова О.: Четвертая жизнь Куприна
Входимость: 3. Размер: 32кб.
3. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава VII. Дома
Входимость: 2. Размер: 16кб.
4. Александриты
Входимость: 2. Размер: 10кб.
5. Ленин
Входимость: 1. Размер: 24кб.
6. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава девятая
Входимость: 1. Размер: 56кб.
7. В гостях у Толстого
Входимость: 1. Размер: 12кб.
8. Неизвестный солдат
Входимость: 1. Размер: 6кб.
9. Вержбицкий Н.К.: Встречи. Встречи с Куприным. Горькое признание
Входимость: 1. Размер: 24кб.
10. Волков А.А.: Творчество А. И. Куприна. Глава 4. Верность гуманизму. Страница 1
Входимость: 1. Размер: 63кб.
11. Михайлов О.М.: Куприн. Глава седьмая. "Мне нужно все родное…"
Входимость: 1. Размер: 81кб.
12. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Хроника жизни и творчества А. И. Куприна. 1921-1938 гг.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
13. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Глава XXX. Мрачные годы
Входимость: 1. Размер: 25кб.
14. Добрый чародей. Вас. Ив. Немирович-Данченко
Входимость: 1. Размер: 6кб.
15. Арсеньева Лидия: О Куприне
Входимость: 1. Размер: 23кб.
16. Маски
Входимость: 1. Размер: 38кб.
17. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава I. В ночь после битвы. Части 1-3
Входимость: 1. Размер: 73кб.
18. Рассказова Л. В.: Последние страницы жизни А. И. Куприна
Входимость: 1. Размер: 10кб.
19. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава I. В ночь после битвы. Части 4-6
Входимость: 1. Размер: 59кб.
20. Слово святейшего
Входимость: 1. Размер: 5кб.
21. Русские коммунисты
Входимость: 1. Размер: 19кб.
22. Куприна-Иорданская М. К.: Годы молодости. Указатель личных имен и названий периодической печати
Входимость: 1. Размер: 43кб.
23. Честь имени
Входимость: 1. Размер: 24кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Указатель личных имен
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Часть текста: II Николаевич (1818-1881), с 1855 г. рос. император. Александр III Александрович (1845-1894), с 1881 г. рос. император. Амфитеатров Александр Валентинович (1862-1938), писатель. После 1920 г. - эмигрант. Андреа дель Сарто (1486-1530) - итал. художник эпохи Возрождения; работал во Флоренции. Андреев Леонид Николаевич (1871-1919), писатель. Андреева Екатерина Алексеевна, жена К. Д. Бальмонта. Андреева (Юрковская) Мария Федоровна (1868-1953), артистка МХАТ, вторая жена М. Горького. Аспиз Евсей Маркович, фельдшер. Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942), поэт-символист, переводчик. В 1921 г. эмигрировал из России. Бальмонт Мирра Константиновна, дочь Е. К. Цветковской и К. Д. Бальмонта. Барле, гувернантка в семье Куприных. Барту Луи (1863-1934), франц. политический деятель. Убит в Марселе террористами одновременно с Александром I Карагеоргиевичем. Батюшков Федор Дмитриевич (1857-1920), филолог, литературовед, критик; в 1902-1906 гг. редактор журнала «Мир божий». Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884), художница; с 1870 г. жила за границей. Известна как автор «Дневника». Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848). Белогруд Александра Александровна, жена архитектора А. Е. Белогруда. Белый Андрей (псевд.; наст. имя - Бугаев Борис Николаевич, 1880-1934), писатель, критик, один из теоретиков символизма. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), художник, историк искусства, художественный критик; один из организаторов и идейный руководитель объединения художников «Мир искусства», редактор одноименного журнала. С 1926 г. жил в Париже. Бернацкий Михаил Владимирович (р. 1876), экономист, журналист, министр финансов Временного правительства; после Октябрьской революции входил в белогвардейское правительство Деникина, затем...
2. Фигурнова О.: Четвертая жизнь Куприна
Входимость: 3. Размер: 32кб.
Часть текста: года Саша Черный, подводя грустный итог шести годам, типичным для большинства русских, оказавшихся после 1917 года далеко на чужбине [1] . В том же 1924 году исполнялось тридцать пять лет творческой деятельности одного из самых знаменитых прозаиков предреволюционных десятилетий — Александра Ивановича Куприна. В конце октября 1919 года Куприн в обозе разбитой Северо-Западной армии покинул Россию. 31 мая 1937 года в скором поезде «Париж-Москва» он вернулся на родину, которая к тому времени стала называться Советским Союзом. В этом промежутке спрессованы семнадцать с лишним лет скитаний: Эстония, Финляндия, Франция. «Считая моими последовательными этапами Гатчину, Ямбург, Нарву, Ревель, я твердо убедился, что чем глубже тыл, тем жить в нем оскорбительнее, тяжелее, гаже, непереноснее», — писал Куприн в мае 1921 года своему эстонскому корреспонденту В. Е. Гущику [2] . Среди причин, побудивших Куприна оставить Гатчину и примкнуть к отступающей Северо-Западной армии Юденича, следует выделить две «роковые», пренебрежение коими, по мнению писателя, ставило под угрозу его собственную жизнь и жизнь его семьи. В 1920 году редактор гельсингфорской газеты «Новая русская жизнь» Ю. А. Григорков, повествуя (возможно, со слов самого Куприна) о последних гатчинских неделях писателя, как прямую речь приводит следующие слова Куприна: «На допросе ему был...
3. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава VII. Дома
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Часть текста: возросла ее роль в политических судьбах Европы и всего мира. Все то огромное, чего уже на переломе 20—30-х годов добился Советский Союз, отрезвляюще действовало на умонастроения европейских политиков и русских эмигрантов, рождая в последних желание покаяться и вернуться в новую Россию. Можно назвать немало имен тех, кто в те годы возвратился из эмиграции. Достаточно сказать, что в 1932 году с эмиграцией порвал знаменитый композитор С. Прокофьев, в 1934 году из Харбина приехал писатель С. Скиталец — друг Горького и Куприна, в 1936 году вернулся художник И. Билибин, с которым Куприн так часто встречался в Париже. Куприн, который, может быть, сильнее, чем другие эмигранты-писатели, неотступно думал о родине, уже в 1936 году стал хлопотать о получении советского паспорта. Ему помог художник И. Билибин, ходатайствовавший за него перед послом СССР во Франции В. П. Потемкиным. Весною 1937 года Куприн получил разрешение на въезд в Советский Союз и тотчас стал поспешно собираться в дорогу. Сборы держались в тайне от белой эмиграции. Вот что рассказывает дочь писателя, К. А. Куприна, о последних днях и часах перед отъездом на родину: «Александр Иванович находился в величайшем волнении. Он ходил по комнате и беспрестанно твердил: „Еду, еду, еду“. Задержка с отъездом на один день вызвала в нем бурю гнева. Он сказал матери: „Лиза, если ...
4. Александриты
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: я не знаю, мой чичероне объяснил мне, что монах этот — Константинопольский патриарх, приехавший хлопотать за святейшего Тихона. Я тогда же подивился про себя на странные узоры, какие вышивает судьба по канве человеческой жизни. Наместник древнейшего патриаршества — и вдруг очутился в роли скромного просителя перед малюсеньким человеком, ставшим волею идиотского случая хозяином во дворце Салтыковых и Долгоруковых! Этот человек был — Л. Б. Каменев. Но за время его отлучки, оглядевшись вокруг, я был не менее изумлен и заинтересован другим зрелищем. У задней стены, около большого стола, наклонившись над ним, стояли трое степенных козлобородых людей в косоворотках и высоких сапогах, типа московских артельщиков. На столе были грудами навалены серебряные и золотые вещи — миски, призовые кубки, венки, портсигары и т. п., многие — в скомканном и сплющенном виде. Тут же помещались железные гарнцы, доверху наполненные золотой и старинной, времен императриц, монетой. Артельщики чем-то брякали, что-то взвешивали и записывали. Я тогда же сообразил: «Так вот, значит, каким путем было выплачено германцам, по негласному пункту Брестского договора, двести сорок тысяч килограммов золотого лома, подвезенного к границе в пятнадцати вагонах!» Но со времени этой уплаты прошло два года. Бессистемные реквизиции были оформлены в многочисленных декретах. Золото и бриллианты объявлены собственностью государства. Частным лицам разрешается оставлять у себя золотые вещи не тяжелее золотника и камни не свыше полукарата. Вещи, превышающие эти нормы, должны быть сдаваемы в казначейства или местные Советы. В Совдепии нет ни одного взрослого человека «некоммуниста», не подвергавшегося тюрьме и предварительному обыску с...
5. Ленин
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: Но никакого влияния на ход событий не имел, ибо это восстание имело чисто рабочий характер, а рабочие в то время относились к руководительству интеллигенции недоверчиво и недружелюбно. Он одним из первых всплыл в самый разгар марксистского течения, оказавшись на самой левой стороне его. Когда же в партии социал-демократов произошел приснопамятный и роковой раскол, Ленин стал не только одним из главных учителей, но и пророком и вождем большевизма. Он был еще мальчиком, когда казнили его старшего брата за участие в покушении на жизнь Александра III. Какое впечатление произвела на него эта ужасная смерть — трудно сказать: нет биографических справок. Если она и не окрасила в личные краски его теоретическую ненависть к правящему классу, то не могла не углубить ее. О его детстве и юности имеются у меня всего лишь два показания; оба, к сожалению, несколько вялые. Первое — поэта Аполлона Коринфского, одноклассника по гимназии. По его словам Ульянов был мальчиком серьезным, даже...
6. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава девятая
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: вторую и третью части "Ямы", завершилось издание его сочинений перед Великой Октябрьской социалистической революцией. Этим двенадцатым томом как бы подводился итог его литературной деятельности, как бы кончился большой и главнейший этап его творческого пути. В сущности же расцвет таланта Куприна относится к 1905 - 1906 гг., и дальнейшая его литературная деятельность не представляла роста, развития, а была только сохранением - не всегда удачным - достигнутого художе- ственного уровня; в идейном же отношении произведения Куприна после 1906 г., за единичными исключениями, слабее созданного им ранее. И сам Куприн в одном из интервью 1909 г. сказал, что "первой своей настоящей вещью" считает "Поединок", а лучшей "Штабс-капитана Рыбникова". К 1906-1907 гг. у Куприна окончательно сложилось творческое мировоззрение, которое в значительной мере сказывалось и в произведениях предшествующего периода и суть которого сводилась к следующему. Человек воспринимается им не как часть коллектива и не в коллективе. Понятие коллектива как-то не укладывается в художественном сознании Куприна. Даже в своем лучшем программном произведении - в притче "Искусство" - Куприн воплощает идею революционного искусства в фигуре раба, усилиями всех мышц тела срывающего с себя оковы. Самый образ раба допускает в данном случае различное толкование. Первое состоит в том, что раб, разрывающий оковы, - это народные массы, свергающие давящий их политический и социальный гнет. Однако возможно и другое понимание этого образа: раб - это личность, восставшая против спутавших ее условностей, предрассудков, стремящаяся к свободе, в том значении слова, какое вкладывал в нее Назанский в "Поединке". И это второе толкование скорее всего отвечает замыслу Куприна, - т. е. революция мыслится им не как объединенные политические усилия массы, коллектива, а как индивидуальный процесс...
7. В гостях у Толстого
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: почти ежедневно. Из этих посетителей иностранцев я отвожу в сторону. У них все-таки предполагались выработанные веками культурные качества: вежливость, тактичность, уважение к Человеку и к Дому Человека а также инстинктивное понимание мудрого житейское го правила: «Гость, знай момент ухода». Русские посетители валили к Великому Человеку со всяким вздором, по самым пустяшным поводам, чаще всего из праздного любопытства, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем, ни с усталостью, ни со скукой Льва Николаевича. У них, которые с трепетом и тайной молитвой шли по делу к частному приставу, были, по их дикому, но глубокому убеждению, какие полные, неоспоримые права на досуг Гениального Писателя, на его кошелек, на портреты с автографами, на его книги, мысли, рукописи, на его столовую, спальню и другие более домашние комнаты; наконец, не только на всю его интимную прошлую и настоящую жизнь, но и на его земной прах, как показали первые дни по смерти Толстого. Словом — вот та причина, по которой я не отважился поехать в Ясную Поляну. Боялся попасть в эту досадительную толпу и смешаться с нею. Но в памяти у меня сохранились из газет, из устных рассказов и пересказов многие встречи с Толстым самых разнообразных личностей. Для меня ценно то в этих анекдотах, что в некоторых из них на мгновение как бы показывается сам Толстой с его такими милыми человеческими чертами, с его простотой, с его лицом, голосом, улыбкой, с мощностью, краткостью и яркостью его слов. * * * В Сандуновских банях на полке завязывается общий разговор (отрада бывших москвичей и древних римлян). Толстой как и всегда, горячо нападает на ложную цивилизацию, на машинную культуру, на войну, на всякий государственный строй. Парящийся инженер...
8. Неизвестный солдат
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: процессия. Георг V шел за погребальной колесницей с непокрытой головой. Вся Англия сняла шляпы, как один человек. И вот неизвестный английский солдат, воплощение национального героизма, лежит в национальном английском святилище, и плита над ним доступна для обозрения публики и путешественников в определенные часы по будням и в праздники. Франция повторила этот прекрасный жест, превратив его в удивительный символ Инициатива принадлежала прессе. Первоначально предполагалось похоронить неизвестного «паулю» [1] в Пантеоне, для чего и был совместно приурочен день перенесения туда же урны с сердцем Гамбетты. Но общественное мнение решило иначе. Оно придало английской мысли более глубокий, теплый, интимный, широкий и демократический характер. Оно выбрало местом последнего упокоения своего безымянного героя улицу, самый людный перекресток Парижа, Площадь Звезды, в которую лучами вливаются двенадцать широких проспектов и пять улиц. Там, в центре площади, возвышается прекрасная, дважды сквозная громада Наполеоновых Триумфальных ворот с четырьмя величественными арками. Там, под одной из...
9. Вержбицкий Н.К.: Встречи. Встречи с Куприным. Горькое признание
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: назад. Цветник, огород и птичник составляли скромное хозяйство Куприна. На огороде делались попытки выращивать какие-то невиданные мексиканские корнеплоды, над цветами производились сложные опыты по скрещиванию. В птичнике преобладали очень красивые, но плохо несущиеся куры и бойцовые петухи. Дворник, кухарка и нянька - вот весь служебный персонал маленькой семьи, состоящей из хозяина, хозяйки и их дочки, которую отец звал Аксиньей, а мать - "Куськой". Можно было бы обойтись без кухарки, если бы не частые наезды гостей из Петербурга, которых не полагалось отпускать без обеда. Кроме того, кухонные труды осложнялись почти безграничной фантазией хозяина, который не столько любил поесть, сколько увлекался изобретением и усовершенствованием всякого рода блюд. Итак, мы в "зеленом домике". Густые заросли сирени и боярышника окружают его со всех сторон. Окна кабинета писателя выходят в цветник, где сейчас цветут астры и хризантемы всевозможной окраски. Куприн утверждает, что от них пахнет легким морозцем и перчиком. В кабинете все просто и скромно. На окнах стоят цветы и висят лиловые занавески. Они придают комнате ласковое освещение. На сосновом, гладко выструганном простой плотницкой работы столе (Куприн всюду, где бы он ни жил, заказывал себе для работы такие "немудрящие", прочные, с тяжелыми верхними досками столы) - старинная фарфоровая чернильница, стопка книг,...
10. Волков А.А.: Творчество А. И. Куприна. Глава 4. Верность гуманизму. Страница 1
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: временные и неустойчивые попутчики революции — Д. Айзман, Л. Андреев, Е. Чириковидр. Центральной темой реакционной литературы стала дискредитация революционера, борца, преобразователя жизни. Одни сочиняли пасквили на революционеров, другие пытались убедить читателя в невозможности изменить общественный строй, так как зло, дескать, существует в жизни искони, оно заложено в самой природе человека. Именно эта тема — дискредитация всяких попыток революционного преобразования действительности — оказалась «плацдармом», на котором объединился ряд писателей различного направления. Например, на страницах альманаха «Шиповник», начавшего выходить в 1907 году, произошла «встреча» бывшего «знаньевца» Л. Андреева и декадентов, возглавляемых таким реакционером, как Федор Сологуб. Напечатанные в третьей книге «Шиповника» «Навьи чары» Ф. Сологуба и «Тьма» Л. Андреева явились своего рода программой «нового», объединенного литературного «направления». Оба эти произведения посвящены теме революции. В рассказе Андреева герои его, долженствующий изображать революционера, провозглашает: «Если нашими фонариками не сможем осветить всю тьму, так погасим же огни и все полезем во тьму». В романе «Навьи чары» Ф. Сологуб еще беззастенчивее «расправляется» с революцией. Роман представляет собой некую мешанину из мракобесия и порнографии. В начале...