Поиск по творчеству и критике
Cлово "1916"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава IV. Писатель и война
Входимость: 19. Размер: 86кб.
2. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава VI. В дали от Родины. Части 6-8
Входимость: 8. Размер: 59кб.
3. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава восьмая
Входимость: 5. Размер: 39кб.
4. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава девятая
Входимость: 5. Размер: 56кб.
5. Куприна-Иорданская М. К.: Годы молодости. Указатель личных имен и названий периодической печати
Входимость: 5. Размер: 43кб.
6. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Указатель личных имен
Входимость: 5. Размер: 25кб.
7. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава десятая
Входимость: 4. Размер: 22кб.
8. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава тринадцатая
Входимость: 4. Размер: 60кб.
9. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Глава IX. Кавказ
Входимость: 3. Размер: 22кб.
10. Волков А.А.: Творчество А. И. Куприна. Глава 5. Накануне бури. Страница 3
Входимость: 3. Размер: 54кб.
11. Кража
Входимость: 2. Размер: 33кб.
12. Троцкий
Входимость: 2. Размер: 20кб.
13. Михайлов О.М.: Куприн. Глава пятая. Зеленый домик
Входимость: 2. Размер: 62кб.
14. Волков А.А.: Творчество А. И. Куприна. Глава 5. Накануне бури. Страница 2
Входимость: 2. Размер: 56кб.
15. Волков А.А.: Творчество А. И. Куприна. Глава 6. После октября
Входимость: 2. Размер: 62кб.
16. Волков А.А.: Творчество А. И. Куприна. Глава 4. Верность гуманизму. Страница 1
Входимость: 2. Размер: 63кб.
17. Люция
Входимость: 1. Размер: 4кб.
18. О Джеке Лондоне
Входимость: 1. Размер: 11кб.
19. Об Анатолии Дурове
Входимость: 1. Размер: 8кб.
20. Вольная академия
Входимость: 1. Размер: 8кб.
21. Куприн А. И. - Чеховой М. П., 24 апреля 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
22. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава I. В ночь после битвы. Части 4-6
Входимость: 1. Размер: 59кб.
23. А. Н. Будищев
Входимость: 1. Размер: 11кб.
24. Бобров А.: А. И. Куприн в Даниловском
Входимость: 1. Размер: 58кб.
25. Петр Пильский
Входимость: 1. Размер: 10кб.
26. Купол Св. Исаакия Далматского. III. Смерть и радость
Входимость: 1. Размер: 11кб.
27. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава V. В дни великих потрясений
Входимость: 1. Размер: 65кб.
28. Паустовский К.: Поток жизни
Входимость: 1. Размер: 50кб.
29. Рассказова Л. В.: А. И. Куприн и императорская семья
Входимость: 1. Размер: 22кб.
30. Противоречия
Входимость: 1. Размер: 6кб.
31. Гога Веселов
Входимость: 1. Размер: 22кб.
32. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава I. В ночь после битвы. Части 1-3
Входимость: 1. Размер: 73кб.
33. В. Ходасевичу
Входимость: 1. Размер: 9кб.
34. Полковник И. М. Ставский
Входимость: 1. Размер: 7кб.
35. А. И. Куприн – Гатчина – Эстония – эмиграция
Входимость: 1. Размер: 16кб.
36. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава пятая
Входимость: 1. Размер: 59кб.
37. Лоренцо Стеккетти: Liber Ciaphas (перевод Куприна)
Входимость: 1. Размер: 1кб.
38. Берков П.: Александр Иванович Куприн
Входимость: 1. Размер: 21кб.
39. Чтение мыслей
Входимость: 1. Размер: 5кб.
40. Можаров Г. И.: "Молодой Куприн". Воспоминания. 1895-1910
Входимость: 1. Размер: 51кб.
41. Дневники и письма
Входимость: 1. Размер: 17кб.
42. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава VI. В дали от Родины. Части 1-5
Входимость: 1. Размер: 83кб.
43. Чехов А. П. - Куприну А. И., 7 февраля 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
44. Не по месту
Входимость: 1. Размер: 7кб.
45. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Иллюстрации
Входимость: 1. Размер: 8кб.
46. Ближе к сердцу (о Максиме Горьком и Франции)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
47. Два воззвания
Входимость: 1. Размер: 12кб.
48. Бескровная
Входимость: 1. Размер: 8кб.
49. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Глава XI. 1917 год
Входимость: 1. Размер: 10кб.
50. Генерал П. Н. Врангель
Входимость: 1. Размер: 10кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава IV. Писатель и война
Входимость: 19. Размер: 86кб.
Часть текста: присоединились либералы. От них не отставали очень многие из вчерашних демократов. Славо словием войне была заполнена буржуазная пресса всех идеологических оттенков и политических направлений. Публицисты и философы, декадентствующие поэты, прозаики и драматурги, не так давно увлекавшиеся «проблемами пола» или напускавшие на читателя туман мистики и мрачного пессимизма, теперь, в дни войны, вслед за официальными лицами усердно выискивали «формулу оправдания» кровавой бойни, в которой повинен был и русский царизм, наперебой старались разжечь в народе «патриотические чувства». Дело изображалось так, будто виновницей всех бед является только кайзеровская Германия, первая напавшая на Россию, чтобы поработить ее народ и унизить достоинство русской нации, а война со стороны царской России есть война оборонительная, направленная на защиту «отечества, нации и государства», война в интересах всего народа. Именно так и писалось: «Нынешняя война с самых первых ее дней есть в нашем сознании война народа. Войну ведет не русское правительство, не русское войско,— ее ведет страна» <1> . Исходя из этого тезиса, буржуазные публицисты, вроде М. Гершензона, громко взывали к необходимости сплотиться вокруг трона, ...
2. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава VI. В дали от Родины. Части 6-8
Входимость: 8. Размер: 59кб.
Часть текста: у Куприна еще в 1911 году. Возник план автобиографической повести, которая, как выразился писатель, должна была служить «отчасти продолжением» повести «На переломе» (или «Кадеты»). В конце января 1916 года Куприн сообщил газетному корреспонденту, что сейчас он занят работой над повестью «Юнкера» <70> . Через три месяца — в самом начале мая — Куприн заявил тому же журналисту, что, усиленно отделывая давно написанную большую повесть «Желтый монастырь», он охотно принялся за окончание «Юнкеров» и что осенью текущего года намерен выпустить эту повесть в свет. Куприн пояснял: «Вспоминаю юнкерские годы, традиции нашей военной школы, типы воспитателей и учителей. И помнится много хорошего...» <71> . В том же году осенью, беседуя о «Юнкерах», писатель сказал, что теперь его ближайшей работой является завершение повести <72> . Была ли тогда полностью окончена повесть, неизвестно. Никаких упоминаний на этот счет нет ни в частично сохранившейся переписке Куприна за те годы, ни в заметках репортеров, ни в статьях близко знакомого с ним критика А. Измайлова. Намерение писателя издать «Юнкеров» осенью...
3. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава восьмая
Входимость: 5. Размер: 39кб.
Часть текста: Куприным якобы из Гельсингфорса. Прося Батюшкова наклеить на вложенное письмо финскую марку и опустить в почтовый ящик, Куприн объясняет причины такой странной просьбы: "Марья Карловна проболталась кое-кому о нашем настоящем адресе. Я боюсь нашествия моих венских друзей, и тогда пропала работа, пропало радостное настроение труда, пропала трезвая жизнь, с таким тру- дом установленная. Прилагаемое письмо должно служить отводом глаз для разных эфиопов" (письмо от 5 декабря 1906 г.). Однако избавиться от "венских друзей" было нелегко, и богема, сгубившая не одного талантливого писателя, принесла немало горьких переживаний Куприну. К этому присоединились и семейные неприятности, и в начале 1907 г. Куприн уехал для лечения сдавших нервов в Финляндию. Он надеялся здесь поработать, но ожидания его не оправдались. В письме к Батюшкову от 25 марта 1907 г. он жалуется, что ничего не написал: "На мое горе мне попались 10 томов Дюма-pere и 7 т. Гюго. Точно подсолнышки. Но Гюго хуже. Дорогой мой, если бы ты знал, как писатели всех стран крадут у Дюма. Правда, - прибавляет Куприн,- и он таскал обеими руками отовсюду". Как будет указано ниже, и это чтение не пропало для Куприна даром и принесло свои плоды. Хотя финляндская поездка в литературном отношении не оправдала себя (результатом ее явились очерки "Немножко Финляндии"), для Куприна она имела большое семейное и личное значение - туда он поехал с пле- мянницей Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизаветой Морицовной Гейнрих, ставшей затем его женой, после развода с Марьей Карловной. С этого времени у Куприна вновь начинается период скитаний. То он живет в Гатчине, то переезжает в Крым, то проводит зиму в имении Батюшкова, в Даниловском. В 1908 - 1909 г. Куприн начал работать над своей известной повестью...
4. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава девятая
Входимость: 5. Размер: 56кб.
Часть текста: большой и главнейший этап его творческого пути. В сущности же расцвет таланта Куприна относится к 1905 - 1906 гг., и дальнейшая его литературная деятельность не представляла роста, развития, а была только сохранением - не всегда удачным - достигнутого художе- ственного уровня; в идейном же отношении произведения Куприна после 1906 г., за единичными исключениями, слабее созданного им ранее. И сам Куприн в одном из интервью 1909 г. сказал, что "первой своей настоящей вещью" считает "Поединок", а лучшей "Штабс-капитана Рыбникова". К 1906-1907 гг. у Куприна окончательно сложилось творческое мировоззрение, которое в значительной мере сказывалось и в произведениях предшествующего периода и суть которого сводилась к следующему. Человек воспринимается им не как часть коллектива и не в коллективе. Понятие коллектива как-то не укладывается в художественном сознании Куприна. Даже в своем лучшем программном произведении - в притче "Искусство" - Куприн воплощает идею революционного искусства в фигуре раба, усилиями всех мышц тела срывающего с себя оковы. Самый образ раба допускает в данном случае различное толкование. Первое состоит в том, что раб, разрывающий оковы, - это народные массы, свергающие давящий их политический и социальный гнет. Однако возможно и другое понимание этого образа: раб - это личность, восставшая против спутавших ее условностей, предрассудков, стремящаяся к свободе, в том значении слова, какое вкладывал в нее Назанский в "Поединке". И это второе толкование скорее всего отвечает замыслу Куприна, - т. е. революция мыслится им не как объединенные политические усилия массы, коллектива, а как индивидуальный процесс...
5. Куприна-Иорданская М. К.: Годы молодости. Указатель личных имен и названий периодической печати
Входимость: 5. Размер: 43кб.
Часть текста: больницы. Алексинский Григорий Алексеевич (р. 1879), в начале своей политической деятельности социал-демократ, с 1918 года в эмиграции, где примкнул к лагерю крайней реакции. Ангарский — см. Клестов Николай Семенович. Андреев Леонид Николаевич (1871–1919). Андреева (рожд. Велигорская) Александра Михайловна (1881–1906), первая жена писателя Л. Н. Андреева. Андреева (рожд. Юрковская; в первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868–1953), артистка Московского Художественного театра (1898–1905), общественная деятельница, жена А. М. Горького. Анненский Николай Федорович (1843–1912), экономист-народник. Аносов Алексей Васильевич (1822–1906), генерал от артиллерии. Апухтин Алексей Николаевич (1840–1893), поэт. Арапов Иван Александрович (1877–1954), управляющий усадьбой в Даниловском Новгородской губернии. Арцыбашев Михаил Петрович (1878–1927), писатель. Аспиз Евсей Маркович (р. 1877). Бальзак Оноре (1799–1850). Бальмонт Константин Дмитриевич (1867–1942), поэт. Барятинская Лидия Борисовна. — См. Яворская Л. Б. Барятинский Владимир Владимирович (р. 1874), писатель, переводчик, издатель и редактор газеты «Северный курьер». Батюшков Василий Дмитриевич (1868–1929), брат Ф. Д....
6. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Указатель личных имен
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Часть текста: М., инженер, сокурсник Куприна по кадетскому корпусу. Азеф Евно Фишелевич (1869-1918), один из лидеров партии эсеров, провокатор, секретный сотрудник департамента полиции. Алданов Марк (псевд.; наст. имя - Марк Александрович Ландау, 1889-1957), писатель, критик. По профессии инженер-химик. В 1919 г. эмигрировал во Францию. Александр I Карагеоргиевич (1888-1934), король Югославии с 1921 г. Убит в Марселе хорватскими и македонскими террористами. Александр II Николаевич (1818-1881), с 1855 г. рос. император. Александр III Александрович (1845-1894), с 1881 г. рос. император. Амфитеатров Александр Валентинович (1862-1938), писатель. После 1920 г. - эмигрант. Андреа дель Сарто (1486-1530) - итал. художник эпохи Возрождения; работал во Флоренции. Андреев Леонид Николаевич (1871-1919), писатель. Андреева Екатерина Алексеевна, жена К. Д. Бальмонта. Андреева (Юрковская) Мария Федоровна (1868-1953), артистка МХАТ, вторая жена М. Горького. Аспиз Евсей Маркович, фельдшер. Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942), поэт-символист, переводчик. В 1921 г. эмигрировал из России. Бальмонт Мирра Константиновна, дочь Е. К. Цветковской и К. Д. Бальмонта. Барле, гувернантка в семье Куприных. Барту Луи (1863-1934), франц. политический деятель. Убит в Марселе террористами одновременно с Александром I Карагеоргиевичем. Батюшков Федор Дмитриевич (1857-1920), филолог, литературовед, критик; в 1902-1906 гг. редактор журнала «Мир божий». Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884), художница; с 1870 г. жила за границей. Известна как автор «Дневника». Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848). Белогруд Александра Александровна, жена архитектора А. Е. Белогруда. Белый Андрей (псевд.; наст. имя - Бугаев Борис Николаевич, 1880-1934), писатель, критик, один из теоретиков символизма. Бенуа...
7. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава десятая
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Часть текста: Чтобы понять его отношение к революции, необходимо предварительно сказать о его отношении к империалистической войне 1914 - 1918 гг. несколько подробнее, чем это было сделано выше. В течение 1914 - 1916 гг. Куприн находился в приподнятом, взволнованном душевном состоянии. Не имея правильных представлений о грабительском характере войны двух империалистических коалиций, Куприн, как и многие другие русские писатели, предавался иллюзиям о том, что русско-германская война -"последняя война", "очистительная", "преображающая" и т. д. Эта позиция Куприна отразилась в ряде его статей, открытом письме к немецким писателям, в стихотворении "Рок", где, между прочим, говорилось: Великий подвиг совершает, боже, Смиренный твой, незлобивый народ, Не ведая, в губительном огне, Что миру он несет освобожденье И смерть войне. Когда по состоянию здоровья Куприн был демобилизован, он в своем гатчинском доме на личные средства организовал военный госпиталь и много времени посвящал беседам с выздоравливавшими солдатами, не подозревавшими даже, что он - известный писатель. Все это время - 1914-1916 гг. - Куприн находился в убеждении, что чудо, о котором он устами Астреина говорил в "Мелюзге" и от своего имени в "Снах" (1914), вот-вот наступит. Поэтому Февральскую революцию Куприн встретил сочувственно, но прежние его сомнения, сомнения автора статьи в "Neue Freie Presse", давали себя также знать. Его пугала "стихийность" событий, и он высказывал опа- сения, что революция пойдет далее, чем это, по его мнению, нужно. Оставаться в Финляндии в такое серьезное время Куприн не считал возможным и вскоре после Февральской революции возвратился в Гатчину. О своих анархических взглядах 1906-1907 г. он к этому времени окончательно забыл. Несмотря на свое "отвращение к политике", Куприн должен ...
8. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава тринадцатая
Входимость: 4. Размер: 60кб.
Часть текста: его писатель и литературовед В. Ф. Боцяновский в этюде, посвященном литературному наследию Куприна, сообщал: "Почти в каждом из его произведений можно указать не только место действия, но даже назвать фамилии персонажей, послуживших оригиналами для его героев". Это свойство таланта Куприна прежде всего проявилось в значительной автобиографичности его произведений. Многое из написанного им является по существу изложением, более или менее творчески преображенным, отдельных эпизодов его жизни. Герои его часто высказывают мысли, впечатления и взгляды самого Куприна. Это давно уже было отмечено критикой, в этом признавался часто и сам писатель. Автобиографичность многих произведений Куприна, как крупных ("Поединок", "Кадеты (На переломе)", "Юнкера", неоконченный роман "Нищие" и др.), так и мелких ("Блаженный", "По-семейному", "Беглецы", "Гусеница", "Первенец", "Неизъяснимое" и пр.), ...
9. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Глава IX. Кавказ
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Часть текста: жаждал учиться, но и организовывал для рабочих научные лекции. Так началась его просветительская деятельность. По инициативе Федора Евсеевича в 1908 году было создано Народное музыкальное товарищество и проводилось много спектаклей и концертов для широких масс. С 1911 года Долидзе обосновался в Петербурге как антрепренер. По роду своей работы он был знаком и дружил со многими знаменитостями. Встречался неоднократно и с Александром Ивановичем, который часто говорил ему о своем желании посетить Грузию. Помня об этом, Долидзе приехал в Гатчину, чтобы предложить отцу прочесть на Кавказе несколько лекций. Александр Иванович не любил выступать, долго отказывался, но соблазн посетить пушкинские места взял верх. Решили ехать всей семьей. Собираться пришлось быстро, и в доме стояла кутерьма. Взяли много вещей, но самым «тяжелым» багажом оказалась моя гувернантка, француженка мадемуазель Барле. Это была женщина лет тридцати пяти, очень некрасивая, с черными живыми глазами и в ужасно уродливом темно-коричневом парике. В дороге...
10. Волков А.А.: Творчество А. И. Куприна. Глава 5. Накануне бури. Страница 3
Входимость: 3. Размер: 54кб.
Часть текста: значения духовной энергии, являющейся основным двигателем жизни! Конечно, было бы упрощением вслед за П. Н. Берковым отождествлять эту тираду с точкой зрения самого автора. Но несомненно, что и Куприну был присущ известный пессимизм в трактовке вопроса о взаимоотношениях народа с интеллигенцией. Во второй части «Ямы» этот пессимизм выступает особенно наглядно. По существу здесь решается один вопрос: возможно ли интеллигенту перешагнуть пропасть, отделяющую его от народа? Хотя морально-психологический «эксперимент» Лихонина является попыткой лишь одной человеческой души, в действительности этот «эксперимент» связан с задачей куда более важной. Тот факт, что в качестве «представителя» народа писатель избрал проститутку, ничего не меняет в постановке вопроса, и весь ход отношений между Лихониным, Симановским, с одной стороны, и Любкой — с другой, подтверждает, что «эксперимент» превратился в постановку проблемы отношений интеллигенции и демократических низов. Куприн не имеет ни малейшего представления о подлинном герое времени. Но он сумел правдиво и едко обрисовать псевдореволюционную интеллигенцию, пытавшуюся рядиться в тогу борцов, а на деле изменившую идеям революции. Особенно интересна характеристика, которую он дает одному из «учителей» Любки — Симановскому. «Он был из числа тех людей, которые после того, как оставят студенческие аудитории, становятся вожаками партий, безграничными властителями чистой и самоотверженной совести, отбывают свой политический стаж где-нибудь в Чухломе, обращая острое внимание всей России на свое героически-бедственное положение, и затем, прекрасно опираясь на свое прошлое, делают себе карьеру благодаря солидной адвокатуре, депутатству или же женитьбе, сопряженной с хорошим куском ...