Поиск по творчеству и критике
Cлово "1910"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава девятая
Входимость: 13. Размер: 56кб.
2. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Глава IV. Странствия
Входимость: 12. Размер: 29кб.
3. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава II. Неосуществленное — "Яма"
Входимость: 11. Размер: 55кб.
4. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава III. К новому подъему
Входимость: 10. Размер: 88кб.
5. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава I. В ночь после битвы. Части 7-10
Входимость: 10. Размер: 59кб.
6. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава восьмая
Входимость: 8. Размер: 39кб.
7. Бобров А.: А. И. Куприн в Даниловском
Входимость: 7. Размер: 58кб.
8. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава I. В ночь после битвы. Части 1-3
Входимость: 6. Размер: 73кб.
9. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава I. В ночь после битвы. Части 4-6
Входимость: 6. Размер: 59кб.
10. Куприна-Иорданская М. К.: Годы молодости. Часть вторая. Глава IV
Входимость: 5. Размер: 19кб.
11. Куприна-Иорданская М. К.: Годы молодости. Указатель личных имен и названий периодической печати
Входимость: 5. Размер: 43кб.
12. Волков А.А.: Творчество А. И. Куприна. Глава 5. Накануне бури. Страница 1
Входимость: 5. Размер: 56кб.
13. Волков А.А.: Творчество А. И. Куприна. Глава 4. Верность гуманизму. Страница 1
Входимость: 5. Размер: 63кб.
14. Волков А.А.: Творчество А. И. Куприна. Глава 4. Верность гуманизму. Страница 3
Входимость: 5. Размер: 60кб.
15. Родословная А. И. Куприна
Входимость: 4. Размер: 13кб.
16. Бабурина Т. С.: Самый прелестный уголок около Петербурга
Входимость: 4. Размер: 26кб.
17. Можаров Г. И.: "Молодой Куприн". Воспоминания. 1895-1910
Входимость: 4. Размер: 51кб.
18. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава седьмая
Входимость: 4. Размер: 27кб.
19. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Указатель личных имен
Входимость: 3. Размер: 25кб.
20. Ночные бабочки (к 100-летию Л. Н. Толстого)
Входимость: 3. Размер: 5кб.
21. Михайлов О.М.: Куприн. Отступление пятое. На излете
Входимость: 3. Размер: 8кб.
22. Михайлов О.М.: Куприн. Отступление четвертое. Загадка художника
Входимость: 2. Размер: 24кб.
23. Куприна-Иорданская М. К.: Годы молодости. Часть вторая. Глава V
Входимость: 2. Размер: 6кб.
24. Волков А.А.: Творчество А. И. Куприна. Глава 5. Накануне бури. Страница 2
Входимость: 2. Размер: 56кб.
25. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Хроника жизни и творчества А. И. Куприна. 1905-1911 гг.
Входимость: 2. Размер: 51кб.
26. Михайлов О.М.: Куприн. Глава седьмая. "Мне нужно все родное…"
Входимость: 2. Размер: 81кб.
27. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава тринадцатая
Входимость: 2. Размер: 60кб.
28. Иван Заикин
Входимость: 2. Размер: 2кб.
29. Катаев В. Б.: Куприн - биобиблиографическая справка ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь. )
Входимость: 2. Размер: 23кб.
30. Лилин В.: Александр Иванович Куприн. "Мне нельзя без России"…
Входимость: 2. Размер: 36кб.
31. Александрова Т. Л.: Александр Куприн
Входимость: 2. Размер: 87кб.
32. Куприн А. И. - Арапову И. А., 1910 - 1911 гг.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
33. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава пятая
Входимость: 2. Размер: 59кб.
34. Вержбицкий Н.К.: Встречи. Встречи с Куприным. Наставники жизни и творчества
Входимость: 2. Размер: 108кб.
35. Вержбицкий Н.К.: Встречи. Встречи с Куприным. Каким должен быть человек
Входимость: 2. Размер: 23кб.
36. Письма Куприна
Входимость: 1. Размер: 8кб.
37. Вержбицкий Н.К.: Встречи. Встречи с Куприным. В годы первой революции
Входимость: 1. Размер: 18кб.
38. Лилин В.: Александр Иванович Куприн. Трудные годы
Входимость: 1. Размер: 23кб.
39. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Глава VI. Детство
Входимость: 1. Размер: 21кб.
40. Колесо времени (глава 6)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
41. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Об авторе и об этой книге
Входимость: 1. Размер: 16кб.
42. Леночка
Входимость: 1. Размер: 23кб.
43. Гранатовый браслет
Входимость: 1. Размер: 96кб.
44. Слагаемое (М. Арцыбашев)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
45. Умер смех (Марк Твен)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
46. Наше оправдание (О Льве Толстом)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
47. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава одиннадцатая
Входимость: 1. Размер: 13кб.
48. Куликовская О. А. - Куприну А. И., 8 марта/ 23 февраля 1923 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
49. В клетке зверя
Входимость: 1. Размер: 8кб.
50. Генерал П. Н. Врангель
Входимость: 1. Размер: 10кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава девятая
Входимость: 13. Размер: 56кб.
Часть текста: - не всегда удачным - достигнутого художе- ственного уровня; в идейном же отношении произведения Куприна после 1906 г., за единичными исключениями, слабее созданного им ранее. И сам Куприн в одном из интервью 1909 г. сказал, что "первой своей настоящей вещью" считает "Поединок", а лучшей "Штабс-капитана Рыбникова". К 1906-1907 гг. у Куприна окончательно сложилось творческое мировоззрение, которое в значительной мере сказывалось и в произведениях предшествующего периода и суть которого сводилась к следующему. Человек воспринимается им не как часть коллектива и не в коллективе. Понятие коллектива как-то не укладывается в художественном сознании Куприна. Даже в своем лучшем программном произведении - в притче "Искусство" - Куприн воплощает идею революционного искусства в фигуре раба, усилиями всех мышц тела срывающего с себя оковы. Самый образ раба допускает в данном случае различное толкование. Первое состоит в том, что раб, разрывающий оковы, - это народные массы, свергающие давящий их политический и социальный гнет. Однако возможно и другое понимание этого образа: раб - это личность, восставшая против спутавших ее условностей, предрассудков, стремящаяся к свободе, в том значении слова, какое вкладывал в нее Назанский в "Поединке". И это второе толкование скорее всего отвечает замыслу Куприна, - т. е. революция мыслится им не как объединенные политические усилия массы, коллектива, а как индивидуальный процесс "освобождения" личности. Принцип...
2. Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Глава IV. Странствия
Входимость: 12. Размер: 29кб.
Часть текста: над «Ямой». Но царская цензура не оставляет его в покое. В 1908 году Петербургский цензурный комитет постановил «возбудить судебное преследование против Куприна за опубликование в сборнике „Зарницы“ (1908 г., кн. 1) рассказа „Свадьба“, в котором, по отзыву цензора, „в самом отталкивающем виде представлен русский офицер в его отношениях к местному еврейскому населению“.» На допросе у следователя Куприн виновным себя не признал. С него была взята подписка о невыезде из Петербурга. 27 марта 1908 года в Малом театре состоялась премьера пьесы «На покое» по мотивам одноименной повести Куприна. Пьеса написана в сотрудничестве с писателем А. И. Свирским. Через три месяца эту пьесу ставит народный театр в Пензе. В мае 1908 года в Гатчине Александр Иванович заболевает острой формой ревматизма и по настоянию врачей уезжает в Ессентуки для лечения грязями. Хотел работать над «Ямой», но боли ему не позволяют. Оттуда он пишет моей маме, которая осталась в Гатчине, так как чувствовала себя слабой после трудных родов. «Милая Сюзинка! Соскучился ужасно, просто ужас до чего. Я тебя, моя маленькая, очень люблю, но и больше: ты мой хороший, нежнейший, добрый друг. Целую твои ручки. Вот два портрета, которые снял с меня один милый сотрудник здешней газеты А. Я. Тронштейн. Нравятся ли тебе? Сидючий я подретушировал - очень уж подгулял. Пиши мне больше. Вчера не получал от тебя письма, и мне сегодня хуже. Очень ноги болят ревматической болью. Подумываю уже: не перевезти ли мне сюда тебя с Аксиньей? Разбираешь ли ты все мои письма? Я говорю о почерке. Пора бы и привыкнуть....
3. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава II. Неосуществленное — "Яма"
Входимость: 11. Размер: 55кб.
Часть текста: то светлым, то слегка грустным, порою с комичными ситуациями и неожиданным поворотом в развитии сюжета, но очень живыми по языку и непринужденными в своей повествовательной манере, Куприн создал еще несколько небольших по объему поэтичных рассказов и очерков о детях, животных и зверях («Бедный принц», «В клетке зверя»), о полетах на аэростате и в аэроплане («Над землей», «Мой полет», «Устроители»). В те же годы писатель изредка обращался к переделке или значительной доработке своих прежних рассказов, создавая их новую редакцию. Так он поступил, например, с забытым к тому времени рассказом «Наташка» (1897), превратив его в до неузнаваемости обновленный рассказ «По-семейному» (апрель, 1910), который произвел сильное впечатление на Толстого. Однако не все из задуманного в ту пору Куприным — а иногда и частично им написанного — увидело свет, дошло до читателей, и не все сохранилось до наших дней. Было немало произведений, которые и после продолжительной над ними работы все-таки остались незавершенными. О них мы знаем либо из переписки Куприна, либо из его газетных интервью. Между тем, даже и то, что по разным причинам небыло осуществлено или во все не начато, хотя и имелось в авторском замысле, заслуживает внимания историка литературы. Следует назвать прежде всего повесть «Жизнь». Из переписки Куприна явствует, что в 1907 году он в несколько приемов диктовал эту повесть стенографисту. Работу над ней он предполагал...
4. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава III. К новому подъему
Входимость: 10. Размер: 88кб.
Часть текста: Глава III. К новому подъему Глава III. К новому подъему 1 — Конечно, если бы люди ценили любовь, то не было бы проституции... Это — излюбленная мысль Куприна: проституция и любовь несовместимы. Только что приведенные слова были высказаны писателем в марте 1910 года <1> , т. е. в те дни, когда он работал — то с душевным подъемом и увлечением, то с апатией и с замедлениями — над второй частью «Ямы». И примечательно вот что: именно в это время и затем в последующие месяцы и предвоенные годы Куприн создал ряд поэтичных произведений о любви, светлых и жизнерадостных по тону и отличающихся искренностью чувств, психологической глубиной, тонкостью и яркостью очерченных в них характеров. Такова, прежде всего, во многом автобиографичная новелла «Леночка», написанная весною 1910 года <2> . Новелла эта, светло-элегичная по настроению, воскрешала два значительнейших и наиболее памятных в жизни героев эпизода, отделенных во времени четвертью века. Тогда — много лет тому назад — кадет Коля Возницын полюбил Леночку Юрлову. Полюбил так, как умеют любить купринские герои,— со всей страстью и пылкостью юного сердца. Герою во всем чудился радостный, пьянящий запах «распускающихся тополевых почек и молодых побегов черной смородины, которыми они пахнут в ясные, но мокрые весенние вечера, после мгновенного дождя, когда небо и лужи пылают от зари и в воздухе гудят майские жуки» (V, 200). Девушка, зажегшая в Возницыне это непонятное и всесильное...
5. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава I. В ночь после битвы. Части 7-10
Входимость: 10. Размер: 59кб.
Часть текста: по времени следовал за «Морской болезнью» <107> . Любопытно: в канун первой революции Куприн, рецензируя книгу писателя В. Подкольского, отнес к ее недочетам «анекдотичность, придуманность некоторых рассказов» <108> , а теперь сам он порою грешил подобными недостатками. Творческая энергия писателя нерасчетливо израсходована на изображение холодно надменной личности — карточного шулера с чертами арцыбашевского Санина, на передачу внутренних, мнимо сложных переживаний субъекта, в сущности, очень нечистоплотного. Нет в этом рассказе ни глубокой идеи, ни интересных характеров, хотя эпизодические лица, бегло очерченные, очень живы, а детали быта и картины природы жизненно правдивы, безупречны в художественном отношении. Горький, отметивший анекдотичность сюжета «Ученика», решительно возражал против опубликования Пятницким рассказа в сборнике «Знание». Некоторые произведения проникнуты настроениями скепсиса. Еще совсем недавно — в дни революции — Куприн славил великое могущество и бессмертие человеческой мысли (вспомним его легенду «Счастье», 1906), а теперь у него временами прорываются ноты неверия в мысль, в интеллект человека. Отголоском таких настроений является небольшой художественно-философский этюд «О пуделе», написанный в апреле 1909 года. Именно здесь проводится идея о тщетности людских попыток познать жизнь, о невозможности проникнуть в смысл происходящего, о загадках бытия, недоступных пониманию человека. Жизнью управляет какая-то неведомая сила, и вокруг нас слишком много непонятного, таинственного. «Что...
6. Берков П.: Александр Иванович Куприн. Глава восьмая
Входимость: 8. Размер: 39кб.
Часть текста: времени отнимали частые посещения известных "литературных" ресторанов "Капернаум" и "Вена". Куприна тяготила эта бессмысленная и бессодержательная жизнь. В конце 1906 г. он поселился в Гатчине, скрывая свой адрес. Чтобы избавиться от неприятных ему навязчивых "друзей", Куприн прибегал даже к наивным мистификациям. Так, в письмо к Ф. Д. Батюшкову, находившемуся в Финляндии, Куприн вложил другое письмо, адресованное какому-то из петербургских знакомых и написанное Куприным якобы из Гельсингфорса. Прося Батюшкова наклеить на вложенное письмо финскую марку и опустить в почтовый ящик, Куприн объясняет причины такой странной просьбы: "Марья Карловна проболталась кое-кому о нашем настоящем адресе. Я боюсь нашествия моих венских друзей, и тогда пропала работа, пропало радостное настроение труда, пропала трезвая жизнь, с таким тру- дом установленная. Прилагаемое письмо должно служить отводом глаз для разных эфиопов" (письмо от 5 декабря 1906 г.). Однако избавиться от "венских друзей" было нелегко, и богема, сгубившая не одного талантливого писателя, принесла немало горьких...
7. Бобров А.: А. И. Куприн в Даниловском
Входимость: 7. Размер: 58кб.
Часть текста: И. Куприна, который, надеемся, заинтересует вологжан и почитателей таланта великого писателя. Впервые А. И. Куприн приехал в Даниловское в начале мая 1906 г. Каким образом он очутился здесь, в тогда еще глухом уголке Новгородской губернии? Владелец маленькой усадьбы, профессор, историк литературы и критик Федор Дмитриевич Батюшков познакомился с А. И. Куприным в 1902 г. в редакции известного тогда журнала «Мир Божий», где Ф. Д. Батюшков был главным редактором, Мария Карловна – жена Куприна – издательницей журнала, а А. И. Куприн ведал отделом беллетристики. Знакомство перешло постепенно в прочную дружбу. Уже через четыре года Александр Иванович признавался: «Запомни мои слова: первый раз в жизни я так интимно и так решительно отдал свою дружбу человеку, и она не изменится: ни от сплетни, ни от вражды, ни от ненависти и ни от твоих или моих ошибок... Я не только люблю тебя несравненно, но и горжусь твоей дружбой...» Мария Карловна до Рыбинска ехала по железной дороге, а до Весьегонска и Устюжны пароходом. С ней были трехлетняя дочь Лидия и гувернантка Елизавета Морицевна Гейнрих. Александр Иванович привез из Москвы свою мать Любовь Алексеевну, проживавшую там во Вдовьем доме. Приехал и брат Марии Карловны – Николай Карлович Давыдов со слугой. Собралось солидное общество, и надо было всех как-то разместить. Старинный барский дом выглядел мрачным и необитаемым. Батюшковы жили в нем редко. Комнат много, но почти все проходные. Марии Карловне и дом, и старинный затененный парк не понравились. Но Александру Ивановичу, не столь взыскательному к житейским удобствам, пришлось по душе решительно все. Уже 12 мая он писал: «Дорогой Федор Дмитриевич! У Вас здесь великолепно. Низко Вам кланяемся и благодарим. Реку ищу второй день, но не могу найти. Впрочем не отчаиваюсь. ... Внизу цветет сирень, в саду кричат птицы – чудесно...». Более подробно он пишет 11 мая Марии Павловне Чеховой в Ялту:...
8. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава I. В ночь после битвы. Части 1-3
Входимость: 6. Размер: 73кб.
Часть текста: явлением». Особенно свирепой расправе подвергались революционеры-большевики. Учинялись репрессии над рабочими и революционными «бунтовщиками» в деревнях. Были разгромлены «все революционные и оппозиционные партии» <1> . Но наиболее стойкие, жизнеспособные силы революции, обескровленные и разбитые в открытом бою, сохранив верность народу, вынуждены были уйти в глубокое подполье. Террор, черносотенные погромы, «столыпинские галстуки», переполненные тюрьмы, этапы каторжан, отряды карателей, военно-полевые суды — все это, уже знакомое в России со времени подавления декабрьского вооруженного восстания 1905 года, теперь сделалось чем-то почти будничным, стало «образом жизни этой несчастной страны», для которой настал, казалось бы, «безвыходный период отчаянья, царских провокаций и распада общественных сил» <2> . Особенно болезненно сказалось торжество контрреволюции на умонастроении русской интеллигенции. Уныние, покаяние и ренегатство после разгона второй Думы стали преобладать в настроениях, взглядах и поведении людей умственного труда. Недавние надежды значительной части интеллигенции на спасительность революции сменились малодушным разочарованием в необходимости активного протеста, неверием в борьбу, а то и прямым предательством революции, отступничеством от нее. Те круги интеллигенции, которые накануне и в дни революции именовались либеральными и либерально-народническими, заняли в период реакции «очевидную теперь для всех контрреволюционную sпозицию...» <3> . Трусливое угодничество перед реакцией и готовность действовать...
9. Кулешов Ф.И.: Творческий путь А. И. Куприна. 1883—1907. Глава I. В ночь после битвы. Части 4-6
Входимость: 6. Размер: 59кб.
Часть текста: засасывала богема. Куприн порою пренебрегал этическими нормами поведения, совершал поступки, недостойные звания литератора, нелепые и постыдные. Так расценил их Горький, писавший Е. Пешковой в феврале 1910 года: «Читаешь ли ты, как ведет себя поручик Куприн? Ух, до чего нелепо и постыдно! И вообще, если сравнить личное поведение молодых современников с таковыми же Г. Успенского, Гаршина, Короленко и т. д. — какая унылая разница» <73> . Каждый раз, когда Куприн приезжал в Петербург, он попадал под влияние литературной богемы. Он нередко проводил время в ресторанах столицы, вроде пресловутых «Капернаума» или «Вены», где собирались журналисты, писатели, актеры. Иногда ресторан «Капернаум» или другой превращался чуть ли не в резиденцию Куприна, на какое-то время становясь вторым его домом: туда направлялась почта, там он в иные дни вел переговоры с издателями. Современник рассказывает: «Здесь, в «Капернауме», автор «Поединка» назначал даже свои деловые свидания. Сюда приходили к нему редакторы вновь затеваемых журналов, издатели и прочий люд <...>. Сюда являлись Арцыбашев, Каменский, Муйжель, Сологуб, Лазаревский и другие. Но не они составляли здесь обычное общество Куприна. Нет, большей частью репортеры желтой прессы, журналисты не у дел, театральные рецензенты, начинающие поэты окружали автора «Поединка». Некоторых из них Куприн знал давно, был с ними на «ты», других — только со вчерашнего дня, с третьими знакомился в данный момент впервые» <74> . В ресторане Куприн оказывался в окружении «дикого племени манычаров», как выразился Горький, имея в виду личность третьестепенного литератора П. Маныча, который у Куприна играл роль его доверенного лица. «Манычарами» были и многие другие около литературные дельцы и аферисты, ловкие и предприимчивые, честолюбивые и корыстные, одержимые жаждой наживы и...
10. Куприна-Иорданская М. К.: Годы молодости. Часть вторая. Глава IV
Входимость: 5. Размер: 19кб.
Часть текста: почему-то кажется, что Вы одинока и воспоминания о прошедшем Вам делают жизнь нерадостной. Я за Вас тогда только успокоюсь, когда Вы найдете человека, достойного Вас, и полюбите, и дай бог, чтобы это скорее случилось. Если бы Вы знали, как дорога мне Люленька и что я должна скоро ломать свою душу при виде второй дочки моего Саши. Когда я была в прошлом году в Гатчине, я ненавидела этого ребенка; в той комнате, где была помещена Ксения, висел портрет моего сокровища Люленьки, и когда мне приходилось подходить и покачать коляску, то я с со слезами просила прощения у Люленьки, клялась ей, что эта никогда не заменит тебя, мой ангел. Лиза попросила меня взять девочку на руки и хотела снять меня с ней, так я совсем забылась и вскочила положить ребенка на подушку, говоря, что только с одной Люленькой из всех моих внучат я снялась в моей жизни и больше ни с кем не снимусь {132} . Это видели и Саша и Лиза, но Саша меня понял и извинил, верно, в душе, да и девочке было только три недели. А вот теперь что мне делать. Я числа 12 еду в Житомир… Вот где и начинается моя душевная ломка… Как Вы утешили меня, написав, что Люленька так хочет меня...